Практикум по теории и методике обучения информатике


Практикум по теории и методике обучения информатике - стр. 103


Ряд авторов понимает самостоятельную работу как систему организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис). Интересным представляется определение, в котором под самостоятельной работой понимается «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика» (Л.Г. Вяткин).

На наш взгляд, важным является и рассмотрение понятия самостоятельной работы будущих учителей информатики. Применительно к высшей школе в данный термин также вкладывается различное содержание: как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог); как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов), как самообразование (С.И. Зиновьев).

Вместе с тем во всех определениях и трактовках основная задача преподавателя — отбор содержания работ, целевая их установка, контроль выполнения, определение времени для работы, предоставление при необходимости помощи, определение вида самостоятельной работы и организационно-методических форм ее проведения; задача обучаемого — проявить в той или иной мере самостоятельность при решении поставленных задач.

Из большинства определений следует, что самостоятельная работа учащихся предполагает, что их деятельность осуществляется с помощью и под руководством учителя.


Начало  Назад  Вперед