Составные части языка программирования
Любой язык программирования содержит средства для представления перечисленных выше компонент. Рассмотрим вкратце каждую из них.
l Операции и выражения . Основой процесса обработки данных являются операции. Операции - это набор действий, которые могут быть выполнены над переменными в стандартных формах представления данных, то есть над базовыми типами данных. Переменные со сложной формой представления данных (производного типа данных) обрабатываются по частям. Соответствующие операции выделяют из них элементы базовых типов, доступные обработке. Группа последовательно выполняемых операций образует выражение. К уровню операций можно отнести довольно разнообразные действия, выполняемые в процессе обработки данных :
-непосредственно операции преобразования данных ;
-операции ввода и вывода данных для внешнего представления ;
-вызов (выполнение) модулей (процедур, функций) ;
-присваивание, то есть запоминание значения переменной ;
-выделение более простых типов данных из переменных производного типа.
l Логика алгоритма. Операторы. Последовательность выполнения действий обычно и восприни- мается как алгоритм. Такой распространенный способ представления алгоритма как блок-схема прежде всего является графическим средством изображения именно этого уровня. Программной единицей здесь является оператор. Набор операторов практически одинаков во всех языках программирования и разбивается на четыре группы основных управляющих конструкций :
-последовательность действий (блок) ;
-условная конструкция (ветсвление) ;
-повторяющаяся конструкция (цикл) ;
-переход.
Также для большинства языков программирования характерен принцип вложенности : составной частью любой управляющей конструкции (кроме перехода), может быть любая другая сколь угодно сложная управляющая конструкция.
l Модульная структура программы (процедуры, функции). Принцип модульности предполагает, что любая достаточно сложная система может быть представлена в виде группы автономных частей, взаимодействующих друг с другом по определенным правилам (интерфейсам). Тот же самый принцип, примененный к иерархической организации, предполагает, что любая система. Которая на верхнем уровне рассматривается как единое целое, при переходе на нижний уровень рассмотрения становится сколь угодно сложной и может включать в себя системы нижних уровней. То же самое касается больших программ. Модуль - это логически завершенная независимая часть алгоритма с собственным программным интерфейсом входных и выходных данных. Заметим, что принцип модульности затрагивает также и данные, хотя и в меньшей мере (Это касается базовых и производных типов данных, а также глобальных и локальных переменных).