Информатика и вычислительная техника


Рынок информационных продуктов и услуг


Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе

В отличие от торговли товарами, имеющими овеществленную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, инженерно - технические ноу - хау и прочие виды информационных ресурсов. В условиях рыночной экономики люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны и т.д.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только индустрия производства современных средств обработки и передачи информации, но также сеть различных организаций, обеспечивающих информационное обслуживание общества на базе современных информационных технологий.

Формирование устойчивого рынка информационных услуг, основанных на компьютерных технологиях, началось с середины 50 - х гг. Основными поставщиками рынка являлись информационно - вычислительные службы и подразделения академических институтов, учебных заведений и различных отраслевых научно - производственных организаций и объединений. Основные потребители - ученые и специалисты в различных областях науки и техники.

С начала 60 - х гг. параллельно с рынком информационных услуг стал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60 - х до середины 70 - х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг становится диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80 - х гг. формируется информационная индустрия, оказывающая все большее влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

В процессе своего развития информационный рынок постепенно структурируется в виде определенной совокупности различных секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.


Начало  Назад  Вперед