Рынок информационных продуктов и услуг
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе
В отличие от торговли товарами, имеющими овеществленную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, инженерно - технические ноу - хау и прочие виды информационных ресурсов. В условиях рыночной экономики люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны и т.д.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только индустрия производства современных средств обработки и передачи информации, но также сеть различных организаций, обеспечивающих информационное обслуживание общества на базе современных информационных технологий.
Формирование устойчивого рынка информационных услуг, основанных на компьютерных технологиях, началось с середины 50 - х гг. Основными поставщиками рынка являлись информационно - вычислительные службы и подразделения академических институтов, учебных заведений и различных отраслевых научно - производственных организаций и объединений. Основные потребители - ученые и специалисты в различных областях науки и техники.
С начала 60 - х гг. параллельно с рынком информационных услуг стал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60 - х до середины 70 - х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг становится диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80 - х гг. формируется информационная индустрия, оказывающая все большее влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
В процессе своего развития информационный рынок постепенно структурируется в виде определенной совокупности различных секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Так, в инфраструктуре современного информационного рынка можно, например, выделить сектора, предлагающие:
- - различную деловую информацию (биржевую, финансовую, статистическую, коммерческую и др.);
41
- - информацию для специалистов в различных областях профессиональной деятельности;
- - потребительскую информацию (новости прессы, расписания транспорта, сведения о потребительском рынке и рынке труда, заказ товаров и услуг, развлекательную информацию, различные справочники, энциклопедии и др.);
- - информацию об услугах в сфере образования;
- - информацию о современных программно - аппаратных средствах информационных систем, их разработке и сопровождении.
Необходимые динамизм и эффективность формирования информационного рынка обеспечиваются многими составляющими. Назовем основные из них.
Техническая и технологическая составляющие - это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая телекоммуникационная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Информационная составляющая - это справочно - навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию о производителях и распространителях различной информации.
Организационная составляющая - это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов. В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества организационный фактор государственной политики является достаточно актуальным.
Нормативно - правовая составляющая - это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
В нашей стране базовым юридическим документом в этой области является закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", принятый 25 февраля 1995 г. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: общие положения; информационные ресурсы; пользование информационными ресурсами; информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения; защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное стратегическое направление деятельности государства.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем комплексно решаются проблемы организации информационных ресурсов, правовые
42
положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
- - как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
- - как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию, на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий и средств их обеспечения.
Говоря о нормативно - правовой составляющей информационного рынка, следует также заметить, что в действующем ныне Уголовном кодексе РФ глава 28 посвящена компьютерным преступлениям.
43
41 :: 42 :: 43 :: Содержание