Теория операционных систем

         

Компьютер и внешние события

  Мы ждали его слишком долго.
Что может бытьглупее, чем ждать?
Б. Гребенщиков

Практически все функции современных вычислительных систем так или иначе сводятся к обработке внешних событий. Единственная категория приложений, для которых внешние события совершенно неактуальны — это так называемые пакетные приложения, чаще всего — вычислительные задачи. Доля таких задач в общем объеме компьютерных приложений в наше время невелика и постоянно падает. В остальных же случаях, даже если не вспоминать о специализированных управляющих компьютерах, серверы обрабатывают внешние по отношению к ним запросы клиентов, а персональный компьютер — реагирует на действия пользователя.


Различие между управляющими системами (приложениями реального времени) и системами общего назначения (термин — система разделенного времени вышел из употребления и не всегда точно отражает суть дела) состоит лишь в том, что первые должны обеспечивать гарантированное время реакции на событие, в то время как вторые "всего лишь" — предоставить хорошее среднее время такой реакции и/или обработку большого количества событий в секунду.

Примечание
Время обработки одного события и количество событий, обрабатываемых в единицу времени, далеко не всегда являются жестко взаимосвязанными — ведь при многопоточной обработке система может обрабатывать несколько событий параллельно.

Единственный способ, которым фон-неймановский компьютер может отреагировать на что бы то ни было — это исполнить программу, последовательность команд.
В случае внешнего события, естественным решением кажется предоставить команду условного перехода, условием которого является признак события.
В системах команд микроконтроллеров частореализуют именно такие переходы (см. например табл. 2.2). В качестве признака события в этом случае используется значение одного из битов специального регистра, биты которого соответствуют входам микросхемы контроллера. Бит равен единице, если на соответствующий вход подано высокое напряжение, и нулю — если низкое.
Наличие таких команд полезно, но решает проблему не полностью: да, сели событие произошло, мы моыжем вызвать программу и осуществить реакцию но что мы будем делать, если его еще не происходило? Теория операционных систем


Теория операционных систем

         


Канальные процессоры и прямой доступ к памяти

Одно из решений состоит в том, чтобы завести отдельный процессор и поручить ему всю работу по опросу. Процессор, занимающийся только организацией ввода-вывода, называют периферийным или канальным (channel).
Понятно, впрочем, что это повышает стоимость системы и не решает проблемы радикально — теперь вместо флагов, непосредственно сигнализирующих о внешних событиях, центральный процессор вынужден опрашивать флаги, выставляемые канальным процессором. В зависимости от характера событий и требуемой обработки это решение может оказаться и совсем неприемлемым, например, если на каждое событие требуется немедленная реакция именно центрального процессора.
В противном случае, если немедленно после события требуется лишь простая обработка, а сложные вычисления можно отложить на потом, канальный процессор можно упростить и сделать существенно дешевле центрального.
Так, при работе с контроллерами дисков, лент и других устройств массовой памяти возникает задача копирования отдельных байтов (или, в зависимости от разрядности шины контроллера, полуслов или слов) из контроллера в память и обратно. Передача одного блока (512 байт у большинства современных контроллеров) состоит из 128 операций передачи слова, идущих друг за другом с небольшими интервалами. Темп передачи данных определяется скоростью вращения диска или движения ленты. Этот темп обычно ниже скорости системной шины, поэтому передача данных должна включать в себя опрос признака готовности контроллера принять или предоставить следующее слово. Интервал между словами обычно измеряется несколькими циклами шины. Нередко бывает и так, что частоты шины и контроллера не кратны, поэтому последовательные слова надо передавать через различное число циклов.
Дополнительная сложность состоит в том, что, не предоставив вовремя следующее слово для записи, мы испортим весь процесс — эта проблема особенно серьезна на устройствах однократной записи, например прожигателях компакт-дисков. Аналогично, не успев прочитать очередное слово, мы потеряем его и вынуждены будем отматывать ленту назад пли ждать следующего оборота диска.
Видно, что это именно та ситуация, которую мы ранее описывали как показание к использованию режима опроса: поток следующих друг за другом с небольшим интервалом событий, каждое из которых нельзя потерять, а нужно обязательно обработать.
Обработка события, которая нужна, чтобы избежать такой неприятности, крайне проста, так что устройство, способное с ней справиться, не обязано даже быть полностью программируемым процессором.
При передаче надо всего лишь убедиться, что блок данных не кончился, взять следующее слово из памяти, дождаться готовности устройства, скопировать слово и вернуться к началу алгоритма. Если блок данных кончился или контроллер выдал ошибку, необходимо сообщить об этом центральному процессору.
Для реализации этого алгоритма достаточно трех регистров (указателя в памяти, значения текущего слова и счетчика переданных слов). Реализующее этот алгоритм устройство называют контроллером прямого доступа к памяти (Direct Memory Access controller, DMA controller) (рис. 6.1). Такие контроллеры часто рассчитаны на одновременную работу с несколькими устройствами — имеют несколько каналов — и, соответственно, больше регистров. Описание реальной микросхемы контроллера ПДП можно найтив [Паппас/Марри 1993].
Обычно контроллеры ПДП не считают процессорами, однако без большой натяжки можно сказать, что это все-таки канальный процессор, хотя и очень примитивный. Контроллеры ПДП, рассчитанные на совместную работу с процессором, обладающим виртуальной памятью, часто имеют некий аналог диспетчера памяти ЦП, для того, чтобы позволить операционной системе предоставлять указатель для ПДП в виртуальном адресном пространстве, или, во всяком случае, упростить работу по преобразованию виртуального адреса в физический.
Различают два типа реализаций ПДП:

мастер шины (bus master) (в старой русскоязычной литературе встречалось также словосочетание задатчик шины), когда устройство имеет свой собственный контроллер ПДП, централизованный контроллер, устанавливаемый на системной плате и способный работать с несколькими различными устройствами.

Рис. 6.1. Структура контроллера ПДП

В качестве альтернативы ПДП можно предложить снабжение устройства буфером, который работает с частотой системной шины. Центральный процессор передает данные в буфер, и лишь когда заканчивает передачу, инициирует операцию устройства. Логика работы самого устройства с этим буфером, впрочем, ничем не отличается от ПДП, с той лишь разницей, что используется не общесистемная, а встроенная память. На практике, оба подхода часто используются совместно: ПДП позволяет минимизировать загрузку центрального процессора, а буфер — избежать потери данных, если системная шина занята другим устройством.
Типичный современный дисковый контроллер имеет и средства ПДП, и внутренний буфер. У кэширующих (имеющих кэш-память) и RAID-контроллеров объем буфера может измеряться многими мегабайтами. Кроме того, современные жесткие диски также имеют собственные буферы.
Периферийные процессоры находят широкое применение в современных вычислительных системах. Так, типичный современный персональный компьютер, кроме центрального процессора, обычно имеет и специализированный видеопроцессор, так называемый графический ускоритель. У кэширующих дисковых контроллеров и аппаратных реализаций RAID (см. разд. Дисковые массивы) обычно также есть собственный процессор, в данном случае, как правило, используются полностью программируемые процессоры. Лазерные и струйные печатающие устройства имеют процессор, который интерпретирует команды языка управления принтером (PCL или Postscript), есть процессоры модемах и во многих других периферийных устройствах. Впрочем, нередко встречаются и попытки обратить процесс децентрализации вычислений -так называемые "софтовые" или Win-модемы (называемые так потому, что программное обеспечение, способное работать с таким модемом, часто поставляется только под Windows), многие бытовые принтеры и т. д.
В отличие от перечисленных устройств, классический полностью программируемый канальный процессор подключен непосредственно к системной шине и может оперировать несколькими устройствами, в зависимости от загруженной в него канальной программы. Канатьные процессоры долгое время считались отличительной особенностью больших ЭВМ. В мини-и микрокомпьютерах использование специализированных канальных процессоров, более сложных, чем контроллер ПДП, считалось неприемлемым по стоимостным показателям. Удивительно, что даже современное радикальное удешевление оборудования не изменило положения: предложение консорциума I2O (Intelligent Input/Output) снабжать компьютеры на основе процессоров х86 канальным процессором Intel 960, с энтузиазмом поддержанное практически всеми поставщиками операционных систем, почему-то не было столь же горячо поддержано потребителями.
Потребители мини- и микросистем, нуждающиеся в высокой производительности, предпочитают использовать в качестве дополнительных процессоров устройства с той же архитектурой, что и центральный процессор. Это называется симметричной многопроцессорностью (SMP), и позволяет перераспределять между процессорами не только обработку событий, но и собственно вычислительную деятельность. Понятно, что обрабатывать все события по принципу опроса в такой архитектуре — бессмысленная, а зачастую и нетерпимая расточительность.
К счастью, еще с 60-х годов, практически все процессоры как центральные, так и канальные, используют стратегию работы с событиями, во многих отношениях гораздо более совершенную, чем опрос.


Прерывания

Альтернатива опросу, применяемая практически во всех современных процессорах, называется прерываниями (interrupt), и состоит в значительном усложнении логики обработки команд процессором.
Процессор имеет один или несколько входов, называемых сигналами или линиями запроса прерывания. При появлении сигнала на одном из входов, Процессор дожидается завершения исполнения текущей команды и, вместо перехода к исполнению следующей команды, инициирует обработку прерывания.
Обработка состоит в сохранении счетчика команд и, возможно, некоторм других регистров (практически всегда сохраняется также слово состояния процессора. В процессорах с виртуальной памятью иногда сохраняются и регистры диспетчера памяти), и в передаче управления на адрес, определяемый типом прерывания. По этому адресу размещается программа, обработчик прерывания, которая и осуществляет реакцию на соответствующее прерыванию событие. Перед завершением обработчик восстанавливает регистры, и исполнение основной программы возобновляется с той точки, где она была прервана.
Как правило, адреса программ, соответствующих различным прерываниям собраны в таблицу, называемую таблицей векторов прерываний, размещаемую в определенном месте адресного пространства. У микроконтроллеров каждому возможному сигналу прерывания обычно соответствует свой вектор. Процессоры общего назначения часто используют более сложную схему, в которой устройство, запрашивающее прерывание, передает процессору номер прерывания или сразу адрес обработчика.

Прерывания в PDP-11
Для примера рассмотрим организацию прерываний в машинах семейства PDP-11. Процессоры данной архитектуры сейчас практически не используются в машинах общего назначения, но производятся и применяются в качестве микроконтроллеров. Ряд архитектурных решений PDP-11, разработанной в начале 70-х годов, не потерял актуальности и поныне. В частности, подход к реализации прерываний считается классическим [Кейслер 1986].
Процессоры семейства PDP-11 различают 128 типов прерываний и исключений (чем прерывание отличается от исключения, см. далее). Каждому типу соответствует процедура-обработчик. Адреса точек входа всех процедур собраны в таблицу векторов прерываний. Эта таблица занимает 256 слов физической памяти, начиная с нулевого адреса. Каждый элемент таблицы (вектор) содержит адрес обработчика и новое слово состояния процессора. Позже будет объяснено, для чего это сделано.
Процессор узнает о возникновении прерывания, если на один из входов запроса подан сигнал. Обычно этот сигнал генерируется одним из внешних устройств. Например, прерывание может сигнализировать о завершении операции перемещения головки дисковода или передачи данных в режиме ПДП.
Каждый вход соответствует определенному уровню приоритета. PDP-11 имеет восемь уровней приоритета прерывания. Прерывание происходит только когда уровень приоритета процессора ниже приоритета запрашиваемого прерывания. Если у процессора установлен приоритет, равный 7, внешние прерывания запрещены. Приоритет процессора задается его словом состояния. Получив запрос, процессор завершает исполнение текущей команды и выставляет
сигнал готовности к прерыванию. После этого внешнее устройство выставляет на шине данных номер вектора прерывания.
Процессор считывает номер и вызывает соответствующую процедуру из таблицы. При этом вызов обработчика прерывания отличается от вызова обычной процедуры: при обычном вызове в стеке сохраняется только адрес команды, на которую следует возвратить управление. При прерывании же в стеке сохраняются два значения: адреса команды и слова состояния процессора. Новое слово состояния берется из таблицы векторов.
При этом приоритет процессора автоматически устанавливается равным тому значению, которое разработчик программы обработки считает правильным. Обратите внимание: не равным приоритету обрабатываемого прерывания, а тому, которое требует разработчик.
При завершении процедуры обработки вызывается команда RTI (ReTurn from Interrupt— возврат из прерывания). Эта команда выталкивает из стека адрес прерванной команды и старое слово состояния, тем самым и продолжая исполнение прерванной программы, и восстанавливая приоритет процессора. [Кичев/Некрасов 1988].
Для сравнения: в процессорах семейства 180x86 вектор прерывания содержит только адрес программы-обработчика, а приоритет процессора задается не словом состояния процессора, а регистром внешнего устройства— контроллера прерываний. Контроллер прерываний обычно устанавливает приоритет, равным приоритету прерывания, обрабатываемого в данный момент. Чтобы повысить или понизить этот уровень, обработчик прерывания должен программировать контроллер. Перед завершением обработчика необходимо вернуть контроллер прерываний в исходное состояние, выполнив над ним серию магических команд — эпилог прерывания.
Обработка прерываний в системах с виртуальной памятью несколько усложняется: ведь кроме адреса обработчика нам надо еще задать адресное пространство, в котором этот адрес определен. В моделях PDP-11, имеющих диспетчер памяти, эта проблема решается просто: для процессора в каждый момент времени заданы два адресных пространства: пользовательское и системное. Все прерывания обрабатываются в системном адресном пространстве. Для реализации этого процессор имеет два набора регистров диспетчера памяти. Их наличие, с одной стороны, снимает с обработчика прерывания обязанность переключать адресные пространства, а с другой позволяет ядру при обработке системных вызовов обращаться к сегменту данных пользовательского процесса.
В защищенном режиме процессоров 180x86 использован более гибкий механизм установки адресного пространства для обработчика. По существу, с каждым обработчиком может быть ассоциировано свое виртуальное адресное пространство. О способе, которым это достигается, лучше прочитать в литературе по соответствующим процессорам, например [Паппас/Марри 1993].

Прерывания лишены недостатков, которые мы указали и выше для обработки событий при помощи опроса: ожидая события, процессор может заниматься какой-либо другой полезной работой, а когда событие произойдет, он приступит к обработке, не дожидаясь полного завершения этой работы.
Однако этот механизм имеет и собственные недостатки. В частности, обработка прерывания сопряжена с гораздо большими накладными расходами чем проверка флага и условный переход в режиме ожидания. У оптимизированных для обработки событий микроконтроллеров разница невелика или даже может быть в пользу механизма прерываний: приведенный в примере 6.1 цикл опроса занимает 5 циклов процессора, а обработчик прерывания у PIC вызывается в течение 3—4 циклов ([www.microchip.com PICMicro] утверждает, что средняя задержка прерывания составляет 3,75 цикла). Таким образом, среднее время реакции на событие в режиме опроса составляет 2,5 цикла (по среднему времени опрос в выигрыше), а максимальное -5 циклов (в данном случае преимущество на стороне прерываний).
Однако у процессоров общего назначения, которые при обработке прерывания вынуждены сохранять несколько регистров и осуществлять относительно сложный диалог с вызвавшим прерывание устройством, задержка между установкой сигнала прерывания и исполнением первой команды его обработчика — этот интервал и называется задержкой прерывания (interrupt latency) — составляет десятки тактов.
Современные суперскалярные процессоры при обработке прерываний вынуждены сбрасывать очередь предварительной выборки команд и, по крайней мере, часть кэшей команд и данных, поэтому у .них накладные расходы еще больше. Задержка прерывания у современных реализаций архитектуры х86 лишь ненамного лучше, чем у 80386 хотя по скорости исполнения последовательных программ современные процессоры превосходят 80386 на несколько порядков. Поэтому младшие модели процессоров с архитектурой х86, 8086 и даже 8085, хотя и не находят применения в персональных компьютерах, но продолжают выпускаться для использования во встраиваемых приложениях или в качестве периферийных процессоров.
Так, например, "марсоход" Sojoumer использовал в качестве управляющего процессора 8085 на сапфировой подложке (для обеспечения радиационной устойчивости).
Это же обстоятельство является дополнительным доводом в пользу включения в систему канальных процессоров, в данном случае с целью освобождения центрального процессора не от опроса, а от обработки прерываний. Разработчики больших компьютеров часто реализовывали канальные процессоры старших моделей на основе центральных процессоров младших моделей той же серии.


Исключения

Многие процессоры используют механизм, родственный прерываниям, для обработки не только внешних, но и внутренних событий: мы с вами уже сталкивались с исключительными ситуациями (exception) отсутствия страницы и ошибки доступа в процессорах с виртуальной памятью, а также некоторыми другими — ошибкой шины при доступе к невыровненным словам, заполнению и очистке регистрового окна у SPARC и т. д. Большинство современных процессоров предоставляют исключения при неизвестном коде операции, делении на ноль, арифметическом переполнении или, например, выходе значения операнда за допустимый диапазон в таких операциях, как вычисление логарифма, квадратного корня или арксинуса.
Исключительные ситуации обрабатываются аналогично внешним прерываниям: исполнение программы останавливается, и управление передается на процедуру-обработчик, адрес которой определяется природой исключения.
Отличие состоит в том, что прерывания обрабатываются после завершения текущей команды, а возврат из обработчика приводит к исполнению команды, следующей за прерванной. Исключение же приводит к прекращению исполнения текущей команды (если в процессе исполнения команды мы уже успели создать какие-то побочные эффекты, они отменяются), и сохраненный счетчик команд указывает на прерванную инструкцию. Возврат из обработчика, таким образом, приводит к попытке повторного исполнения операции, вызвавшей исключение.
Благодаря этому, например, обработчик страничного отказа может подкачать с диска содержимое страницы, вызвавшей отказ, перенастроить таблицу дескрипторов и повторно исполнить операцию, которая породила отказ. Обработчик исключения по неопределенному коду операции может использоваться для эмуляции расширений системы команд.
Например, при наличии арифметического сопроцессора операции с плавающей точкой исполняются им, а при отсутствии — пакетом эмулирующих подпрограмм. Благодаря этому может обеспечиваться полная бинарная совместимость между старшими (имеющими сопроцессор) и младшими (не имеющими его) моделями одного семейства компьютеров.
Исключения, возникающие при исполнении привилегированных команд в пользовательском режиме, могут использоваться системой виртуальных машин. Работающее в виртуальной машине ядро ОС считает, что исполняется в системном режиме. На самом же деле оно работает в пользовательском режиме, а привилегированные команды (переключения режима процессора, настройка диспетчера памяти, команды ввода/вывода) приводят к вызову СВМ.
При грамотной реализации обработчиков таких исключений их обработка Произойдет полностью прозрачно для породившей эти исключения программы. Конечно, "подкачка" страницы с диска или программная эмуляция плавающего умножения займет гораздо больше времени, чем простое обращение к памяти или аппаратно реализованное умножение, но, наверное, Потребитель вычислительной системы знал, что делал, когда устанавливал недостаточное количество памяти или приобретал машину без сопроцессора.
Многие другие исключения, такие, как деление на ноль, обычно бессмЬ1с ленно обрабатывать повторной попыткой деления на какое-то другое число В этом случае целесообразно возвратить управление не на команду, вызвав шую исключение, а в какую-то другую точку. Вопрос, впрочем, в том, куда именно следует возвращаться. Понятно, что код, который может восстано виться в случае деления на ноль, сильно зависит от контекста, в котором произошла ошибка (пример 6.2).

Пример 6.2. Обработка исключения Floating underflow (антипереполние при операциях с плавающей точкой)

#tinclude <setjmp.h>
static jmp_buf fpe_retry;
void fpe_handler (int sig) {
4> __fpreset () ; longjmp (fpe__retry, -1) ;
int compare_pgms (Image * imgO, Image * img1) {
int xsize=256, ysize=256;
int i, j , pO, pi, pd;
double avg, avgsq, scale, smooth;
scale= (double) xsize* (double) ysize;
avg = 0.0; avgsq = 0.0;
/* Подавить возможные антипереполнения */
signal (SIGFPE, fpe_handler) ;
for(i=0; i<ysize; i smooth = (double) (imgO->picture [i*xsize] -imgl->picture [i*xsize] ) ; for(j=0; j<xsize; j++) { pO=imgO->picture [ j+i*xsize] ; pl=imgl->picture [ j+i*xsize] ; pd=(pO-pl) ;
if (setjmp (fpe_retry) == 0) { smooth = smooth* (1 . 0-SMOOTH_FACTOR) + (double) pd*SMOOTH_FACTOR;
vq += smooth; avgsq += smooth*smooth;
eise
smooth=0 . 0 ;
if (Setjmp(fpe_retry) == 0)
Aspersion = avgsq/scale-avg*avg/ (scale*scale) ;
else dispersion = 0.0;
signal (SIGFPE, SIGJDFL) ;
}

При программировании на ассемблере это может быть реализовано простой подменой адреса возврата в стеке. Многие языки высокого уровня (ЯВУ) реализуют те или иные средства для обработки исключений. Уровень этих средств различен в разных языках, начиная от пары функций setjmp и longjmp в С [Керниган-Ритчи 2000] (пример 6.3) и заканчивая операторами try/catch и throw C++ [Страуструп 1999] и Java [Вебер 1999].

Пример 6.3. Исходный текст функций set jmp/ longjmp.

/ setjmp. s (emx+gcc) — Copyright (c) 1990-1996 by Eberhard Mattes
# include <emx/asm386.h>
.globl _setjmp, _longjmp
.text ALIGN
# define J_EBX 0
# define J_ESI 4
# define J_EDI 8
#define J_ESP 12
#define J_EBP 16
# define J_EIP 20
# define J_XCP 24
/ Слова со смещениями 28.. 44 зарезервированы
/ int setjmp (jmp_buf here)
_setjmp:
PROFILE__NOFRAME
movl l*4(%esp), %edx /* here */
raovl %ebx, J_EBX(%edx)
movl %esi, J_ESI(%edx)
movl ledi, J_EDI(%edx)
movl %ebp, J_EBP(%edx)
movl %esp, J_ESP(%edx)
movl 0*4(%esp), %eax /* Адрес возврата */
movl %eax, J_EIP(%edx)
cmpb $0, __osmode /* OS/2? */
je If /* No -> skip */
fs
movl 0, leax /* handler Обработчик исключений */
movl %eax, J_XCP(%edx) 1: xorl %eax, leax
EPILOGUE(setjmp)
ALIGN
/ void longjmp (jmp_buf there, int n)
_longjmp:
PROFILE_NOFRAME
cmpb $0, __osmode /* OS/2? */
je 2f /* No -> skip */
movl 1*4(%esp), %eax /* there */
pushl J_XCP(%eax)
call ___unwind2 /* восстановить обработчики сигналов */
addl $4, %esp 2: movl l*4(%esp), ledx /* there */
movl 2*4(%esp), leax /* n */
testl %eax, leax
jne 3f
incl %eax
3: movl J_EBX(%edx), %ebx
movl J_ESI(ledx), lesi
raovl J_EDI(%edx), %edi
movl J EBP(%edx), %ebp
J_ESP(%edx) ,
J_EIP(%edx>, %edx
%edx, 0*4(%espj /* адрес возврата */
EPILOGUE(longjmp) /* well, ... */

Исключения в ЯВУ часто позволяют избежать использования нелюбимого структурными программистами оператора goto. В объектно-ориентированных (ОО) языках этот механизм играет еще более важную роль: в большининстве таких языков — это единственный способ сообщить о неудаче при исполнении конструктора объекта.
Важно подчеркнуть, впрочем, что исключения в смысле ЯВУ и аппаратные исключения процессора — разные вещи. В многозадачной ОС пользовательская программа не имеет непосредственного доступа к обработке прерываний и исключений. ОС предоставляет сервис, позволяющий программисту регистрировать обработчики для тех или иных событий, как соответствующих аппаратным исключениям, так и порождаемых самой операционной системой, но вызов таких обработчиков всегда осуществляется в два этапа: сначала исполняется обработчик, зарегистрированный ядром (пример 6.4), а он, если сочтет нужным и возможным, переключается в пользовательский контекст и вызывает обработчик, зарегистрированный пользователем. Среда исполнения ЯВУ, в свою очередь, может реализовать и свои обработчики между сервисом операционной системы и средствами, доступными программисту.

Пример 6.4. Обработчик арифметических исключений в ядре Linux I

/*
* Iinux/arch/i386/traps.c *
* Copyright (С) 1991, 1992 Linus Torvalds *
* Поддержка Pentium III FXSR, SSE
* Gareth Hughes <gareth@valinux.com>, May 2000 */
void die(const char * str, struct pt_regs * regs, long err) I
console_verbose(); spin_lock_irq(&die_lock); Printk("%s: %041x\n", str, err & Oxffff}; show_registers(regs);
sPin_unlock_irq(&die_lock);
do_exit (SIGSEGV) ;
static inline void die_if_kernel (const char * str, struct pt_regs * regs long err)
{
if ( ! (regs->eflags & VM_MASK) && ! (3 & regs->xcs) ) die (str, regs, err);
static inline unsigned long get_cr2 (void) { unsigned long address;
/* получить адрес */
_ asm _ ("movl %%cr2, %0" : "=r" (address));
return address;
static void inline do_trap(int trapnr, int signr, char *str, int vm86,
struct pt_regs * regs, long error_code, siginfo_t *info) { if (vm86 && regs->eflags & VM_MASK)
goto vm86_trap; if ( ! (regs->xcs & 3) ) goto kernel_trap;
trap_signal: {
struct task_struct *tsk = current; tsk->thread. error_code = error_code; tsk->thread. trap_no = trapnr; if (info)
force_sig_info (signr, info, tsk) ; else
force_sig (signr, tsk) ; return;
kernel_trap:
unsigned long fixup = search_exception_table(regs->eip); if (fixup)
regs->eip = fixup; else
die(str, regs, error_code); return;
vm86_trap: {
int ret = handle_vm86_trap((struct kernel_vm86_regs *) regs, er-ror_code, trapnr);
if (ret) goto trap_signal; return;
fldefine DO_ERROR(trapnr, signr, str, name) \
asmlinkage void do_tt#name(struct pt_regs * regs, long error_code) \ { \ do_trap(trapnr, signr, str, 0, regs, error_code, NULL); \
Idefine DO_ERROR_INFO(trapnr, signr, str, name, sicode, siaddr) \ asmlinkage void do_t#name(struct pt_regs * regs, long error_code) \ { \
siginfo_t info; \
info.si_signo = signr; \
info.si_errno =0; \
info.si_code = sicode; \
info.si_addr = (void *)siaddr; \
do^trap(trapnr, signr, str, 0, regs, error_code, Sinfo); \ }
ttdefine DO_VM86_ERROR(trapnr, signr, str, name) \
asmlinkage void do_##name(struct pt_regs * regs, long error_code) \ ( \
do_trap(trapnr, signr, str, 1, regs, error_code, NULL); \ }
ttdefine DO_VM86__ERROR_INFO(trapnr, signr, str, name, sicode, siaddr) \
I
asmlinkage void do_##name(struct pt_regs * regs, long error_code) \ { \
siginfo_t info; \
info.si_signo = signr; \
info.si_errno =0; \
info.si_code = sicode; \
info.si_addr = (void *)siaddr; \
do_trap(trapnr, signr, str, 1, regs, error_code, sinfo); \
' "
DO_VM86_ERROR_INFO( 0, SIGFPE, "divide error", divide_error, FPE_INTDIV, regs->eip)
DO_VM86_ERROR( 3, SIGTRAP, "int3", int3)
DO_VM86_ERROR( 4, SIGSEGV, "overflow", overflow)
DO_VM86_ERROR( 5, SIGSEGV, "bounds", bounds)
DO_ERROR_INFO( 6, SIGILL, "invalid operand", invalid_op, ILL_ILLOPN, regs->eip)
DO_VM86_ERROR( 7, SIGSEGV, "device not available", device_not_available) DO_ERROR( 8, SIGSEGV, "double fault", double_fault)
DO_ERROR( 9, SIGFPE, "coprocessor segment overrun", coproces-sor_segment_overrun)
DO_ERROR(10, SIGSEGV, "invalid TSS", invalidJTSSl
DO_ERROR(11, SIGBUS, "segment not present", segment_not_present)
DO_ERROR(12, SIGBUS, "stack segment", stack_segment)
DO_ERROR_INFO(17, SIGBUS, "alignment check", alignment_check, BUS_ADRALN,
get_cr2 () )


Многопроцессорные архитектуры

Как уже говорилось, относительно большие накладные расходы, связанные с обработкой прерываний, нередко делают целесообразным включение в систему дополнительных процессоров. Есть и другие доводы в пользу создания многопроцессорных вычислительных систем.
Одним из доводов является повышение надежности вычислительной системы посредством многократного резервирования. Если один из процессоров многопроцессорной системы отказывает, система может перераспределить загрузку между оставшимися. Для компьютеров первых поколений, у которых наработка аппаратуры процессора на отказ была относительно невелика, повышение надежности таким способом часто оказывалось целесообразным, особенно в приложениях, требовавших круглосуточной доступности.

Примечание
Понятно, что для обеспечения непрерывной доступности недостаточно просто поставить много процессоров, и даже недостаточно уметь своевременно обнаружить отказ и исключить сломавшийся процессор из системы. Необходима также возможность заменить отказавший узел без выключения и без перезагрузки системы, что накладывает весьма жесткие требования и на конструкцию корпуса, и на электрические параметры межмодульных соединений, и, наконец, на программное обеспечение, которое должно обнаружить вновь добавленный процессорный модуль и включить его в конфигурацию системы.

Другим доводом в пользу включения в систему дополнительных процессоров является тот факт, что алгоритмы, используемые для решения многих прикладных задач, нередко поддаются распараллеливанию: разделению работы между несколькими более или менее независимо работающими процессорами. В зависимости от алгоритма (и, косвенно, от природы решаемой задачи) уровень достижимого параллелизма может сильно различаться. Отношение производительности системы к количеству процессоров и производительности однопроцессорной машины называют коэффициентом масштабирования. Для различных задач, алгоритмов, ОС и аппаратных архитектур этот коэффициент различен, но всегда меньше единицы и всегда убывает по мере увеличения количества процессоров.
Некоторые задачи, например, построение фотореалистичных изображений методом трассировки лучей, взлом шифров полным перебором пространства ключей [www.distributed.net] или поиск внеземных цивилизаций [www.seti.org] поддаются масштабированию очень хорошо: можно включить в работу десятки и сотни тысяч процессоров, передавая при этом между ними относительно малые объемы данных. В этих случаях часто оказывается Целесообразно даже не устанавливать процессоры в одну машину, а использовать множество отдельных компьютеров, соединенных относительно низкоскоростными каналами передачи данных. Это позволяет задействовать процессоры, подключенные к сети (например, к Интернет) и не занятые в данный момент другой полезной работой.
Другие задачи, например, работа с базами данных, поддаются распараллеливанию в гораздо меньшей степени, однако и в этом случае обработка запросов может быть распределена между несколькими параллельно работающими процессорами. Количество процессоров в серверах СУБД обычно измеряется несколькими штуками, они подключены к обшей шине, совместно используют одну и ту же оперативную память и внешние устройства.
Многопроцессорность в таких системах обычно применяется только для ц0. вышения производительности, но очевидно, что ее же можно использовать и для повышения надежности: когда функционируют все процессоры, система работает быстро, а с частью процессоров работает хоть что-то, пусть и медленнее.
Некоторые многопроцессорные системы поддерживают исполнение на ных процессорах различных ОС — так, на IBM z90 часть процессоров M исполнять Linux, а остальные — z/OS. В такой конфигурации, работающий под управлением Linux Web-сервер может взаимодействовать с работающим под z/OS сервером транзакций через общую физическую память. Многопроцессорные серверы Sun Fire могут исполнять несколько копий Solaris.
Промежуточное положение между этими крайностями занимают специализированные массивно-параллельные компьютеры, используемые для таких задач, как численное решение эллиптических дифференциальных уравнений и численное же моделирование методом конечных элементов в геофизических, метеорологических и некоторых других приложениях.
Современные суперкомпьютеры этого типа (IBM „SP6000, Cray Origin) состоят из десятков, сотен, а иногда и тысяч отдельных процессорных модулей (каждый модуль представляет собой относительно самостоятельную вычислительную систему, обычно многопроцессорную, с собственной памятью и, нередко, с собственной дисковой подсистемой), соединенных между собой высокоскоростными каналами. Именно к этому типу относился шахматный суперкомпьютер Deep Blue, выигравший в 1997 году матч у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова [www.research.ibm.com].
Многопроцессорные системы различного рода получают все более и более широкое распространение. Если производительность отдельного процессора удваивается в среднем каждые полтора года ("закон Мура" [www.intel.com Moore]), то производительность многопроцессорных систем удваивается каждые десять месяцев [www.sun.com 2001-05].
На практике, даже хорошо распараллеливаемые алгоритмы практически никогда не обеспечивают линейного роста производительности с ростом числа процессоров. Это обусловлено, прежде всего, расходами вычислительных ресурсов на обмен информацией между параллельно исполняемыми потоками. На первый взгляд, проще всего осуществляется такой обмен в системах с процессорами, имеющими общую память, т. е. собственно многопроцессорных компьютерах.
В действительности, оперативная память имеет конечную, и небольшую по сравнению с циклом центрального процессора, скорость доступа. Даже один современный процессор легко может занять все циклы доступа ОЗУ, а несколько процессоров будут непроизводительно тратить время, ожидая доступа к памяти. Многопортовое ОЗУ могло бы решить эту проблему, но такая память намного дороже обычной, однопортовой, и применяется лишь в особых случаях и в небольших объемах.
Одно из основных решений, позволяющих согласовать скорости ЦПУ и ОЗУ, — это снабжение процессоров высокоскоростными кэшами команд и данных. Такие кэши нередко делают не только для центральных процессоров, но и для адаптеров шин внешних устройств. Это значительно уменьшает количество обращений к ОЗУ, однако мешает решению задачи, ради которой мы и объединяли процессоры в единую систему: обмена данными между потоками, исполняющимися на разных процессорах (рис. 6.2).



Рис. 6.2. Некогерентный кэш

Большинство контроллеров кэшей современных процессоров предоставляют средства обеспечения когерентности кэша — синхронизацию содержимого кэш-памятей нескольких процессоров без обязательной записи данных в основное ОЗУ.
Суперскалярные процессоры, у которых порядок реального исполнения операций может не совпадать с порядком, в котором соответствующие команды следуют в программе, дополнительно усугубляют проблему.

Порядок доступа к памяти в SPARC
Современные процессоры предоставляют возможность управлять порядком доступа команд к памяти. Например, у микропроцессоров SPARCvQ [www.sparc.com v9] определены три режима работы с памятью (модели памяти), переключаемые битами в статусном регистре процессора.
Свободный доступ к памяти (RMO, Relaxed Memory Order), когда процессор использует все средства кэширования и динамического переупорядочения команд, и не пытается обеспечить никаких требований к упорядоченности выбор-ки и сохранению операндов в основной памяти.
Частично упорядоченный доступ (PSO, Partial Store Order), когда процессор по-прежнему использует и кэширование, и переупорядочивание, но в потоке команд могут встречаться команды MEMBAR. Встретив такую команду, сор обязан гарантировать, что все операции чтения и записи из памяти, зако дированные до этой команды, будут исполнены (в данном случае под исполнением подразумевается перенос результатов всех операций из кэша в ОЗУ), д0 того, как процессор попытается произвести любую из операций доступа к памяти, следующих за MEMBAR.
Полностью упорядоченный доступ (TSO, Total Store Order), когда процессор гарантирует, что операции доступа к памяти будут обращаться к основному ОЗУ в точности в том порядке, в котором закодированы.
Каждый следующий режим повышает уверенность программиста в том, что его программа прочитает из памяти именно то, что туда записал другой процессор, но одновременно приводит и к падению производительности. Наибольший проигрыш обеспечивает наивная реализация режима TSO, когда мы просто выключаем и динамическое переупорядочение команд, и кэширование данных (кэширование кода можно оставить, если только мы не пытаемся исполнить код, который подвергается параллельной модификации другим задатчиком шины).

Другим узким местом многопроцессорных систем является системная шина. Современные компьютеры общего назначения, как правило, имеют шинную архитектуру, т. е. и процессоры, и ОЗУ, и адаптеры шин внешних устройств (PCI и т. д.) соединены общей магистралью данных, системной шиной или системной магистралью. В каждый момент магистраль может занимать только пара устройств, задатчик и ведомый (рис. 6.3). Обычно, задатчиком служит процессор — как центральный, так и канальный — или контроллер ПДП, а ведомым может быть память или периферийное устройство. При синхронизации содержимого кэшей процессорный модуль также может оказаться в роли ведомого.

Рис. 6.3. Шинная архитектура

Доступ к шине регулируется арбитром шины. Практически применяются две основные стратегии арбитража — приоритетная, когда устройство, имеющее высокий приоритет, всегда получает доступ, в том числе и при наличии запросов от низкоприоритетных устройств, и справедливая (fair), когда арбитр гарантирует всем устройствам доступ к шине в течение некоторого количества циклов.
Системы шинной архитектуры просты в проектировании и реализации, к ним легко подключать новые устройства и типы устройств, поэтому такая архитектура получила широкое распространение. Однако, особенно в многопроцессорных системах, шина часто является одним из основных ограничителей производительности. Повышение пропускной способности шины зачастую возможно, но приводит к повышению обшей стоимости системы.
Впрочем, при большом количестве узлов проблемы возникают и у систем со столь высокоскоростной шиной, как FirePane. Кроме того, по мере роста физических размеров системы, становится необходимо принимать во внимание физическую скорость передачи сигналов — как сигналов самой магистрали, так и запросов к арбитру шины и его ответов. Поэтому шинная топология соединений при многих десятках и сотнях узлов оказывается .неприемлема, и применяются более сложные топологии.

Системы NUMA-Q
Многопроцессорные серверы IBM NUMA-Q состоят из отдельных процессорных модулей. Каждый модуль имеет собственную оперативную память и четыре процессора х86. Модули называются quad (четверки) (рис. 6.4).
Четверки соединены высокоскоростными каналами IQ-Link с центральным коммутатором. Замена общей шины на звездообразную топологию с центральным коммутатором позволяет решить проблемы арбитража доступа к шине, в частности, устранить задержки при запросе к арбитру шины и ожидании его ответа запрашивающему устройству. NUMA-системы фирмы IBM могут содержать до 16 четверок, т. е. до 64 процессоров.

Архитектура позволяет также включать в эти системы процессоры с архитектурой, отличной от х86, например RS/6000 и System/390, позволяя, таким образом, создать в пределах одной машины гетерогенную сеть со сверхвысокоскоростными каналами связи.
При большем числе модулей применяются еще более сложные топологии, например гиперкубическая. В таких системах каждый узел обычно также содержит несколько процессоров и собственную оперативную память (рис. 6.5).
При гиперкубическом соединении, количество узлов N пропорционально степени двойки, а каждый узел имеет log2N соединений с другими узлами. Каждый узел способен не только обмениваться сообщениями с непосредственными соседями по топологии, но и маршрутизировать сообщения между узлами, не имеющими прямого соединения. Самый длинный путь между узлами, находящимися в противоположных вершинах куба, имеет длину log2N и не является единственным (рис. 6.6). Благодаря множественности путей, маршрутизаторы могут выбирать для каждого сообщения наименее загруженный в данный момент путь или обходить отказавшие узлы.

Рис. 6.4. NUMA-Q с тремя четырехпроцессорными модулями

Массивно параллельные системы Cray/SGI Origin
Узлы суперкомпьютеров семейства Cray/SGI Origin соединены в гиперкуб каналами с пропускной способностью 1 Гбайт/с. Адаптеры соединений обеспечивают не просто обмен данными, а прозрачный (хотя и с падением производительности) доступ процессоров каждого из узлов к оперативной памяти других узлов и обеспечение когерентности процессорных кэшей.

Рис. 6.5. Гиперкубы с 4, 8 и 16-ю вершинами

Различие в скорости доступа к локальной памяти процессорного модуля и Других модулей является проблемой, и при неудачном распределении загрузки между модулями (таком, что межмодульные обращения будут часты) Приведет к значительному снижению производительности системы. Известны два основных пути смягчения этой проблемы.

СОМА (Cache Only Memory Architecture) — архитектура памяти, при которой работа с ней происходит как с кэшем. Система переносит страницы памяти, с которой данный процессорный модуль работает чаще других, в его локальную память.

Рис. 6.6. Самый длинный путь в гиперкубе

CC-NUMA (Cache-Coherent Non-Uniform Memory Access, неоднородный доступ к памяти с обеспечением когерентности кэшей). В этой архитектуре адаптеры межмодульных соединений снабжаются собственной кэшпамятью, которая используется при обращениях к ОЗУ других модулей. Основная деятельность центрального коммутатора и каналов связи состоит в поддержании когерентности этих кэшей [www.ibm.com NUMA-Q].

Понятно, что обе эти архитектуры не решают в корне проблемы неоднородности доступа: для обеих можно построить такую последовательность межпроцессорных взаимодействий, которая промоет1 все кэши и перегрузит межмодульные связи, а в случае СОМА приведет к постоянной перекачке страниц памяти между модулями. То же самое, впрочем, справедливо и для симметричных многопроцессорных систем с общей шиной.
В качестве резюме можно лишь подчеркнуть, что масштабируемость (отношение производительности системы к количеству процессоров) многопроцессорных систем определяется в первую очередь природой задачи и уровнем параллелизма, заложенным в использованный для решения этой задачи алгоритм. Разные типы многопроцессорных систем и разные топологии межпроцессорных соединений пригодны и оптимальны для различных задач.
Промывание кэша— довольно распространенный термин. Это последовательность обращении, которая намного больше объема кэша и в которой нет ни одного повторного обращения к одной и той же странице, или очень мало таких обращении.