а не дискретных, как на
Для непрерывных ( а не дискретных, как на диаграмме 65) величин используйте тип графика, изображенный на диаграмме 66. Здесь горизонтальная шкала отражает величины, отмеченные черточками, а не интервалы.
Диаграмма 67 сочетает ступенчатую гистограмму
Диаграмма 67 сочетает ступенчатую гистограмму и ступенчатый график, чтобы сравнить два распределения на одной диаграмме.
В диаграмме 68 объединяются гистограмма
В диаграмме 68 объединяются гистограмма (данные по компании) и ступенчатая гистограмма (данные по отрасли). Подобный подход особенно удобен для сравнения одной позиции с общей картиной. В приведенном примере некоторые из накладывающихся колонок больше, чем колонки на заднем плане, однако это не создает путаницы (см. комментарии к диаграммам 19 и 37).
распределение общего количества работников и,
Диаграмма 69 - это гистограмма с накоплением, которая показывает, во-первых, распределение общего количества работников и, во-вторых, соотношение компонентов внутри каждой группы. Разбивка на группы по уровню зарплаты на самом деле отражает дифференциацию заработков.
Частотное сравнение
Показывает, сколько объектов попадает в ряд последовательных интервалов
Диаграмма 65 показывает частотное распределение в виде гистограммы. Обратите внимание на то, что интервалы на горизонтальной шкале равные и дискретные.
Движение по горизонтали 2
Движение по горизонтали 3
Движение по горизонтали 4
Движение по горизонтали 5
Движение по горизонтали 6
Движение по горизонтали 7
Движение по горизонтали 8
Движение по горизонтали 9
Движение по горизонтали 10
Движение по кругу
Движение по кругу 2
Движение по кругу 3
Движение по кругу 4
Движение по кругу 5
Движение по кругу 6
Движение по кругу 7
Движение по кругу 8
Движение по кругу 9
Движение по кругу 10
Движение по кругу 11
Движение по кругу 12
Движение по кругу 13
Движение по кругу 14
Движение по кругу 15
Движение по кругу 16
Движение по кругу 17
Движение по вертикали
Движение по вертикали 2
Движение по вертикали 3
Движение по вертикали 4
Движение по вертикали 5
Движение по вертикали 6
Движение по вертикали 7
Движение по вертикали 8
Движущие силы
Движущие силы 2
Движущие силы 3
Движущие силы 4
Движущие силы 5
Движущие силы 6
Движущие силы 7
Движущие силы 8
Движущие силы 9
Движущие силы 10
Движущие силы 11
Движущие силы 12
Движущие силы 13
Движущие силы 14
Движущие силы 15
Движущие силы 16
Фазы проекта
Планирование проекта
Запуск проекта
Разработка решения
Представление рекомендаций
Исполнение
Ниже представлены девять диаграмм, взятые со страниц этой главы. Какая из них, на ваш взгляд, сможет лучше всего отобразить эту последовательность?
Кстати, разные люди воспринимают эти диаграммы по-разному - как и прочие зрительные образы. Поэтому я советую вам сначала протестировать диаграмму на коллегах, чтобы удостовериться в том, что она ясно и четко доносит вашу идею и ваши коллеги хорошо ее понимают.
Удачи!
ФАЗЫ ПРОЕКТА 2"
Фазы проекта 3
Фазы проекта 4
Фазы проекта 5
Фазы проекта 6
Фазы проекта 7
Фазы проекта 8
Фильтры/экраны
Фильтры/экраны 2
Фильтры/экраны 3
Фильтры/экраны 4
График
Диаграмма 43 - это простой график, который показывает изменения на протяжении длительного периода времени. Здесь использовано два графических решения:
1) сплошная линия для фактических значений, пунктирная - для прогноза и
2) стрелки как дополнительное указание на направление и объемы изменений.
это примеры совмещенных или составных
Диаграммы 44-53 - это примеры совмещенных или составных графиков.
Как показывает диаграмма 44, при пересекающихся линиях можно избежать путаницы, используя их различные типы (точечные, пунктирные, сплошные, жирные, тонкие). Когда линии не пересекаются, это не обязательно. В любом случае наиболее значительную позицию нужно обозначать жирной сплошной линией.
в основании диаграммы 45 показывает,
Волнистая линия в основании диаграммы 45 показывает, что нижняя часть вертикальной шкалы обрезана. В данном случае нас интересует не соотношение уровней доходов и затрат (тогда диаграмму нужно было бы чертить от нулевой линии), а разница между ними. Различные виды заливки помогают отличить профицит от дефицита.
Диаграмма 46 представляет собой своеобразную
Диаграмма 46 представляет собой своеобразную "подушку безопасности" при демонстрации прогнозов. Введение в график оптимистичного и пессимистичного сценариев предполагаемого развития событий по обеим сторонам от наиболее вероятного (реалистичного), снижает риск неверных предположений. В подобных случаях "оптимистичная" и "пессимистичная" линии обозначаются пунктиром. Полезна будет и заливка областей.
это составной график со шкалами
Диаграмма 47 - это составной график со шкалами (т. е. с различными шкалами справа и слева), который позволяет сравнивать две или более кривых, отражающих динамику показателей, измеряемых в различных единицах или настолько отличающихся по значениям, что их вообще очень сложно сравнить. Если вы хотите сравнить изменения или рост, совместите нулевые линии обеих шкал и выберите такие интервалы, чтобы кривые встретились в определенной значимой точке. Однако все же лучше привести обе группы значений к единой базе (например, коэффициентам или процентным изменениям) и использовать только одну шкалу.
В диаграмме 48, которая показывает
В диаграмме 48, которая показывает темпы изменения за период, используется логарифмическая шкала. Здесь абсолютные значения, темпы роста которых остаются постоянными (например, 5 % в неделю), представлены в виде прямой линии. На диаграмме с линейной шкалой абсолютные значения, возрастающие от периода к периоду с коэффициентом 5 %, образуют кривую, поднимающуюся под все более и более острым углом.
Поскольку здесь нет нулевой отметки, такие диаграммы не стоит использовать для измерения уровней, размеров или отрицательных величин. Логарифмическую шкалу не совсем корректно использовать в графиках с областями и гистограммах. Ее применение должно быть очень осторожным. Если есть хоть малейшая вероятность того, что читатель не поймет смысл представленных с помощью логарифмической шкалы данных, необходимо ему объяснить, что здесь и почему.
с индексной шкалой, на которой
Диаграмма 49 - это диаграмма с индексной шкалой, на которой отражены данные, переведенные в проценты от базовой величины. В отличие от диаграммы с логарифмической шкалой, которая показывает относительные изменения между любыми двумя временными точками, данный вид диаграммы показывает относительное изменение только в сравнении с базовой величиной применительно к каждому отдельному периоду времени. Преимущество индексной диаграммы по сравнению с содержащими линейные шкалы заключается в том, что она может использоваться для сравнения двух или более групп данных, измеряемых в различных единицах или разных по величине. Этот вид сравнения станет понятнее, если изменения представить как простую процентную разницу. Например: "Рост продаж с 1991 г. в процентах" и "Индекс продаж: 1991 г.=100" аналогичны, за исключением того, что в первом случае шкала поделена на 0, 25, 50 %, а не на 100, 125, 150.
Вместо коэффициентов на диаграмме 50
Вместо коэффициентов на диаграмме 50 использована шкала, показывающая процентные изменения в 1996-2001 гг. Чтобы сравнение трех показателей (доход, активы и продажи) имело смысл, шкалы для всех них должны быть одинаковыми. В подобном случае можно начертить два графика - один для компании А, другой для компании Б - и указать процентные изменения доходов, активов и продаж каждой компании на отдельных координатных сетках.
В диаграмме 51 используется так
В диаграмме 51 используется так называемое древо вычислений - для визуализации математической формулы. В данном случае рентабельность инвестиций равна рентабельности продаж, умноженной на оборот инвестированного капитала. Тренд для каждой из компаний показан в отдельном окошке, что позволяет читателю изучать различные ветви древа для выявления источника изменений коэффициента рентабельности инвестиций.
На диаграмме 52 жирная сплошная
На диаграмме 52 жирная сплошная линия, обозначающая клиента, сравнивается с линиями всех конкурентов. Если же вы хотите сравнить клиента с каждым из них, то более подходящим будет прием, представленный в следующем примере.
Диаграмма 53 состоит из нескольких
Диаграмма 53 состоит из нескольких диаграмм (ее подготовка требует больше времени), поскольку сравнивает клиента с каждым конкурентом по отдельности. Но такое сравнение проще, чем в предыдущем примере. Линии клиента на всех диаграммах одинаковы. С помощью данного приема можно группировать сравнения для большей наглядности (например, расположить сначала конкурентов, опережавших клиента в определенный момент времени, затем - находившихся примерно на том же уровне и, наконец, отстававших). Кроме того, вы можете сделать акцент на параметрах клиента, используя диаграмму с областями вместо кривой.
с областями. Закрашивание пространства между
Диаграмма 54 - это диаграмма с областями. Закрашивание пространства между линией тренда и осью абсцисс позволяет создать более четкое ощущение количества. Графическое решение в этом примере - более темная заливка для периодов спада - привлекает внимание к двум рассматриваемым кварталам.
Диаграмма 55 демонстрирует вклад трех
Диаграмма 55 демонстрирует вклад трех компонентов в объем продаж в течение определенного периода, но с основным акцентом на общий объем. Только нижний уровень имеет фиксированное основание, что дает возможность определить точный объем. Остальные же уровни не имеют фиксированного основания, и их объем может быть определен только приблизительно. Чтобы сделать возможным непосредственное чтение подобного графика, используйте подход, проиллюстрированный диаграммой 39. Если вам необходимо отобразить резкие колебания, примените гистограмму с накоплением (см. диаграмму 38) или подход, использованный в примере 39.
Диаграмма 56 показывает динамику относительного
Диаграмма 56 показывает динамику относительного вклада компонентов. Основной компонент (в данном случае это доля модели X) здесь помещается между долями двух конкурирующих моделей для усиления основной идеи диаграммы. Как и все диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязи, данный график может ввести аудиторию в заблуждение, если процентные показатели базируются на абсолютных величинах, которые не совсем стабильны. Например, если 100 % отражают резко увеличивающееся целое, то снижающиеся процентные показатели могут на деле отражать возрастающие абсолютные объемы. В подобных случаях особенно полезно будет изобразить абсолютные величины на дополнительной диаграмме или таблице.
Изменение курса
Изменение курса 2
Изменение курса 3
Изменение курса 4
Изменение курса 5
Изменение курса 6
Изменение курса 7
Изменение курса 8
Комбинированные диаграммы
Диаграммы 57-63 представляют собой сочетания гистограмм и графиков, дающие дополнительные возможности для отражения изменений во времени.
На диаграмме 57 можно было использовать совмещенные колонки (одна колонка для производственных мощностей, а другая - для заказов), но поскольку объем мощностей не меняется, мы применяем график с областью, размещенный на заднем плане. Чтобы подчеркнуть в первую очередь разницу между ними, а не уровень возможностей и заказов, как в нашем примере, можно использовать диаграмму отклонений (см. диаграмму 33), где объем мощностей будет изображен в виде линии основания, а загрузка имеющихся мощностей - столбцами.
Диаграмма 58 также может быть
Диаграмма 58 также может быть представлена в виде совмещенных колонок (одна колонка для этого года, другая - для прошлого). С другой стороны, при использовании метода совмещения колонок и линий внимание в первую очередь сосредотачивается на колонках, представляющих показатели этого года, а не на сравнении данных по годам.
Диаграмма 59 совмещает гистограмму, иллюстрирующую
Диаграмма 59 совмещает гистограмму, иллюстрирующую колебания объемов производства по месяцам, и график, показывающий общую (на данный год) тенденцию, начиная с января.
В диаграмме 60 используется гистограмма
В диаграмме 60 используется гистограмма отклонений - для того, чтобы показать, как первоначальные инвестиции, сделанные в 1996 и 1997 гг., стали приносить прибыль в 1998 г. - и график, в котором отмечается, когда была достигнута точка безубыточности.
Диаграмма 61 похожа на диаграммы
Диаграмма 61 похожа на диаграммы 59 и 60, но в данном случае график представляет разность между прибылью и убытками, а не общую тенденцию.
В диаграмме 62 колонки отражают
В диаграмме 62 колонки отражают годовые данные, а график - показатели этого года на помесячной основе. Такой метод часто используется в информационных системах управления. При его применении всегда остается место для добавления параметров по каждому месяцу, и таким образом отпадает надобность в составлении новой диаграммы для каждого месяца.
Диаграмму 63 также нередко можно
Диаграмму 63 также нередко можно встретить в информационных системах управления. Это изображение фактических помесячных (еженедельных или поквартальных) результатов в сопоставлении с уровнем, запланированным в начале года (или с поставленной целью, итогом по прошлому году). В подобных случаях разница между фактическими и плановыми показателями обычно кажется незначительной и на проблемные периоды обращается недостаточно внимания. Хороший способ подчеркнуть эту разницу - изобразить процентное соотношение фактического и планируемого уровней, как показано здесь.
Диаграмма 64 объединяет круговые диаграммы
Диаграмма 64 объединяет круговые диаграммы с графиком. Круги показывают структуру целого в каждый момент времени, а график - изменения целого. Рисунок должен быть как можно проще - не больше трех компонентов на круг, не больше одной линии, не больше шести периодов времени.
В поиске визуального решения проблемы
В поиске визуального решения проблемы коммуникации вы можете обратиться к приведенным ниже изображениям, раскрывающим понятия с разных точек зрения. Вы можете упрощать их, расширять, увеличивать, изменять любым образом в соответствии со своими потребностями. Выбрав диаграмму, добавьте надписи, выражающие основную идею, внутри диаграммы или рядом с ней. Посмотрим на конкретные примеры.
Концепции и метафоры в презентации 3
Необязательно хвататься за первую понравившуюся
Необязательно хвататься за первую понравившуюся вам идею. Продолжайте искать, играйте с диаграммами и в конце концов вы найдете идеально подходящее визуальное решение. Например, предположим, что вам нужно изобразить следующее:
Концепции и метафоры в презентации (решения в поисках проблемы).
До сих пор я рассказывал только о способах представления количественной информации в виде диаграмм. Однако некоторые идеи неколичественного характера также довольно трудно выразить в визуальной форме. Среди них такие идеи, как взаимодействие, воздействие, препятствия и взаимосвязи, или такие понятия, как структура, последовательность и процесс.
Осознавая, что в этой области есть пробелы, я вместе с несколькими талантливыми дизайнерами создал представленный в этой главе набор изображений для использования в докладах, презентациях и статьях. Их можно поделить на две большие категории: "визуальные концепции", состоящие из абстрактных геометрических форм (стрелок, кругов, треугольников и т. д.) и "визуальные метафоры", которые включают предметы нашего обихода - лестницы, лабиринты, головоломки и т. д. Здесь вы найдете рекомендации по работе с ними.
Когда вы ищете нужное изображение, здесь можно черпать идеи. В каком-то смысле рисунки из данного раздела - это решения в поисках проблемы. Само по себе ничто не является ни верным, ни неправильным, ни хорошим, ни плохим. Подойдет ли изображение, зависит от того, насколько оно соответствует вашей основной идее - а это решать вам.
Диаграмма 71 представляет собой двойную
Диаграмма 71 представляет собой двойную линейчатую диаграмму, которая дает возможность не только идентифицировать каждую сделку, но и увидеть общую корреляцию. Используя те же данные, что и в предыдущей диаграмме, здесь производится ранжирование сделок по размеру скидки. Если бы зависимость была такой, как ожидалось, то показатели объема продаж зеркально отражали бы систему скидок.
Исходя из данных, ожидаемая зависимость
Исходя из данных, ожидаемая зависимость может быть горизонтальной (указывающая на отсутствие взаимосвязи) или нисходящей, как это показано на диаграмме 72. Здесь точки сконцентрированы вокруг стрелки ожидаемой модели, тем самым показывая, что взаимосвязь между возрастающей ценой и снижающимися объемами продаж существует.
В диаграмме 73 используются те
В диаграмме 73 используются те же данные, что и в 72, но они представлены в виде двойной линейчатой диаграммы. В этом примере линейки зеркально не отображаются, а, наоборот, демонстрируют зависимость проданного объема продукции от цены.
Диаграмма 74 представляет собой совмещенную
Диаграмма 74 представляет собой совмещенную точечную диаграмму, в которой отражены данные более, чем одного объекта. Для того чтобы различать эти два объекта, в диаграмме использованы точки и кружки. Можно применить и другие символы, например, квадраты и треугольники.
Корреляционное сравнение
Показывает наличие либо отсутствие зависимости между переменными
Диаграмма 70 представляет собой точечную (рассеянную) диаграмму, которая помогает выявить модель взаимосвязи двух переменных. В данном примере ожидается, что чем больше скидка, тем больше будет продано продукции. Стрелка показывает, как будет выглядеть ожидаемая модель, и подчеркивает, что ожидаемая и реальная модель отличаются друг от друга. Несмотря на то, что точки обозначают конкретные сделки, они не указывают на какого-то определенного продавца, так как маркировка точек привела бы к загромождению диаграммы. Возможность указания конкретных продавцов представлена на следующей диаграмме.
На диаграмме 75 показано корреляционное
На диаграмме 75 показано корреляционное сравнение с использованием логарифмической шкалы. Два объекта в этом примере - это разброс по отрасли (возможно, плюс-минус 5 % от среднего уровня) и размер компенсационного пакета президента компании, соответствующий объему продаж компании (обозначен звездочкой, эквивалентом точки). Если бы мы использовали линейную шкалу, то разброс по отрасли при движении вдоль линии основания становился бы все больше, а линия, отражающая средний уровень, будет изгибаться вверх, из-за чего восприятие взаимосвязей становится более трудным. Такое устройство шкалы, как здесь, повышает наглядность сравнения, "выпрямляя" показатели отрасли и визуально поддерживая диапазон на постоянном уровне.
Диаграмма 76 похожа на 75,
Диаграмма 76 похожа на 75, но, в отличие от нее, разброс здесь определяется тремя показателями - максимумом, средним значением и минимумом заработной платы по каждой группе. Точки обозначают реально существующие заработные платы работников каждого уровня. Причина изменения структуры в том, что большинство работников имеют заработную плату выше среднего показателя в группе, а у некоторых она превышает и максимальное значение.
Диаграмма 77 представляет собой диаграмму
Диаграмма 77 представляет собой диаграмму безубыточности, которая совмещает в себе диаграмму с областями с накоплением, отражающую издержки (постоянные и переменные), и график объема продаж. Несмотря на то, что в данном разделе эта диаграмма кажется неуместной, она используется, чтобы показать корреляцию между возрастающим объемом продаж и увеличивающимися издержками. Столбец, расположенный справа, добавлен для отражения компонентов издержек для какого-то определенного объема продаж.
Это не просто точечная диаграмма:
Диаграмму 78 часто называют "пузырьковой диаграммой". Это не просто точечная диаграмма: точки различного размера здесь создают третье измерение. В этом примере портфеля бизнесов компании каждый из видов деятельности позиционирован в соответствии с привлекательностью рынка и устойчивостью компании. Чем ближе он расположен к правому верхнему углу, тем в более выгодном положении находится данный вид деятельности. Точка увеличена до "пузырька", чтобы показать размер прибыли, который может генерировать каждый из видов деятельности.
В диаграмме 79 используются данные
В диаграмме 79 используются данные по трем из девяти видов деятельности, показанных на диаграмме 78. Она иллюстрирует изменение позиции каждой компании во времени по показателям прибыльности, которая определяется соотношением доходности активов и эффективности затрат. Располагая каждый вид деятельности на отдельной сетке, мы получаем более наглядную диаграмму, чем когда располагаем все три компании на одной сетке. Становится больше диаграмм? Да. Но сравнения на каждой диаграмме упрощаются.
Диаграмма 80. Ой! Пора заканчивать,
Диаграмма 80. Ой! Пора заканчивать, пока не поздно.
Проникновение/барьеры
Проникновение/барьеры 2
Проникновение/барьеры 3
Проникновение/барьеры 4
Рычаг/баланс
Рычаг/баланс 2
Рычаг/баланс 3
Рычаг/баланс 4
Рычаг/баланс 5
Рычаг/баланс 6
Рычаг/баланс 7
Рычаг/баланс 8
Визуальные концепции. движение по горизонтали
На диаграмме 33 использованы различные
На диаграмме 33 использованы различные методы, позволяющие отделить положительные показатели от отрицательных.
1) Отдельные колонки, отмечающие дефицит или неблагоприятные условия, помещаются ниже оси абсцисс.
2) Используются различные оттенки заливки.
3) Подписи колонок расположены в шахматном порядке.