Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 111


Путешественник на воздушном шаре постоянно отсле­живает высоту, направление и скорость полета и регули­рует их с помощью подручных средств.

Автоматическим называется такое управление, которое осуществляется без непосредственного участия человека. Когда говорят об автоматическом управлении, то обычно имеют в виду управление техническими системами — стан­ками, приборами, механизмами.

В системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления (получение информации о поведении и состоянии управляемого объек­та, обработка этой информации, формирование управляю­щих команд, выполнение этих команд соответствующими органами управления), осуществляются автоматически, без непосредственного участия человека, но в соответствии с за­ложенными в САУ программами. САУ объединяет управляе­мый объект и автоматическое управляющее устройство.

Пример. САУ самолета состоит из собственно самолета и автопи­лота, общая схема которого приведена на рис. 3.2.1. В качестве датчиков (чувствительных элементов) испо­льзуются гироскопы для определения углов поворота от­носительно осей, высотомеры и приборы для измерения скорости набора высоты или снижения. Сигналы с выходов датчиков часто бывают очень слабые, поэтому они поступают сначала на усилительные устрой­ства и только затем к исполнительному блоку (рулевым машинам), который приводит в действие рули самолета или его элероны.


Рис. 3.2.1.

Общая схема работы автопилота

Пример. Примером системы автоматического управления являет­ся зенитное орудие, управляемое радаром (рис. 3.2.2). Принципы его действия всесторонне изучались во время Второй мировой войны, и результаты этих исследований сыграли важную роль в выработке теоретических поло­жений кибернетики.

Рис. 3.2.2

Схема

автоматического управления зенитным орудием

Отметим, что любая система регулирования имеет блок, который именуется блоком выработки сигнала и который вполне можно рассматривать как блок принятия решения. В автопилоте, например, это гироскоп, по сигналу которого вырабатывается команда поворота рулей или элеронов, ком­пенсирующая отклонения.


Начало  Назад  Вперед