Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 114


Эффективность такого управления весьма условна и зависит во многом от того, насколько используе­мые модели адекватны реальному поведению объекта.

Когда мы говорим о способах управления в зависимости от вида управляющих воздействий, то наиболее знакомы­ми являются «командное» управление и управление на основе системы установленных правил.

Пример. «К ноге!», «Сидеть!», «Рядом!», «Апорт!», «Дай лапу!» — с помощью этих команд владелец собаки управляет ее поведением. Следующая команда дается только тогда, когда предыдущая выполнена.

При форматировании выделенного фрагмента текста в текстовом редакторе пользователь ПК также выдает команды по одной: «установить кегль 14», «выбрать шрифт Times», «центрировать заголовок» и так далее.


С точки зрения системы управления, такой способ очень удобен, поскольку каждая новая команда дается с учетом того, в каком состоянии находится объект в данную минуту и каково воздействие среды именно сейчас. То есть обратная связь используется в полном объеме. Но ситуаций, когда та­кое управление возможно и эффективно, не так уж много.

В обществе (в социальных системах) чаще всего управле­ние осуществляется через установление правил поведения отдельных лиц, коллективов, общества в целом.

Пример. Конституция государства лежит в основе управления де­ятельностью всех государственных органов. Кодекс законов о труде регулирует поведение работода­телей и наемных работников.

При   общении   люди   руководствуются   сложившимися нравственными нормами и традициями. Управление школой осуществляется на основе устава школы.

Управление футбольным матчем происходит в соответст­вии с футбольными правилами.

Так же как в системах автоматического регулирования, в системах управления, основанных на соблюдении правил, должны быть контролирующие органы, органы, принимаю­щие решения в случае нарушения правил, органы, коррек­тирующие поведение, отклоняющееся от норм.

Системы правил бывают двух видов. Первые — запреща­ющие — предупреждают, чего не надо делать, вторые — раз­решающие — устанавливают, какие действия разрешены в данной ситуации.




Начало  Назад  Вперед