Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 14


Иными словами, совокупность элементов склонна к само­упорядочиванию, к самоорганизации.

«Перво-наперво возник хаос...» — это положение является древнейшим космологическим постулатом, который в равной степени присущ как мифологии, так и самым современным научным концепциям. Из газопылевых туманностей образу­ются планетные системы. Бесформенные протоплазменные сгустки дают начало высокоупорядоченным организмам. Миру присуще движение от изначальной бесформенности к


обретению формы, от хаоса к порядку. Здесь, правда возни­кает вопрос — в течение какого времени это может произой­ти? Если, например, время возникновения упорядоченной Вселенной из хаоса больше ее возраста, то в этом можно уви­деть скорее отрицание, чем подтверждение идеи самооргани­зации. Идея самоорганизации, составляющая основу новой научной дисциплины синергетики, чрезвычайно популярна. Данная идея во многом позволяет сохранить традиционную естественно-научную картину мира.

Проблема возникновения порядка из хаоса, дилемма при­нудительной организации посредством внешнего организую­щего начала, с одной стороны, и естественной самоорганиза­ции, с другой, тесно связана с вопросами самодостаточности материального мира.

«Неужели же какому-нибудь здравомыслящему человеку может показаться, что все это расположение звезд, эту чу­десную красоту неба могли произвести туда и сюда мечущи­еся по воле слепого случая тельца? Или же какая-то другая природа, лишенная ума и разума, смогла это произвести? Да ведь даже для того, чтобы это понять, какого это, требуется величайший ум, и тем более — для того чтобы создать», — говорил уже упомянутый Бальб.

Ответ на этот вопрос кроется в нашем мировоззрении.

1.2. Системный анализ как метод научного познания

Мы начинаем рассматривать объект как систему, когда нам нужно познать, иследовать, описать его свойства, ха­рактеристики, функции. Именно тогда мы начинаем снача­ла мысленно разделять объект на составные части (анализи­ровать), а потом смотреть, как эти части соединены в объекте (синтезировать).




Начало  Назад  Вперед