Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 141


между собой функции субъекта управления;

•  у каждого элемента системы есть индивидуальные цель и

модель ситуации, причем информационные модели у раз­

личных элементов могут не совпадать друг с другом.


•       в процессе самоуправления цели элементов (как субъек­тов управления) могут быть скорректированы и, как пра­вило, корректируются в процессе взаимодействия;

•       управляющие воздействия отдельного элемента определя­ются той информационной моделью всей системы управ­ления, которая у него сложилась.

В реальных системах, близких к самоуправляющимся, значения многих параметров подвержены более или менее значительным колебаниям и периодически возникающим сотояниям неустойчивости.

Поскольку всякая система стремится к стабильности, не­устойчивое состояние самоуправляющейся системы может привести к:

•       переходу к традиционной системе управления;

•       разрушению системы;

•       переходу к принципиально новым (для данной системы) формам управления.

Задание 1

Компьютер является очень сложной информационной системой, включающей в себя различные подсистемы. Какие информаци­онные подсистемы компьютера можно отнести к самоуправляю­щимся? Ответ обоснуйте.

Задание 2

Приведите примеры самоуправляющихся систем в природе, тех­нике, обществе.

Задание 3

Какие из следующих систем являются самоуправляющимися:

а)  живой организм;

б)  автопилот самолета;

в)  робот;

г)  компьютер;

д)  человеческое общество?

Задание 4

Сформулируйте основные отличия управляемых и самоуправля­ющихся систем.


Задание 5

В разных ситуациях коллектив вашего класса можно рассматри­вать как управляемую или как самоуправляющуюся систему. Определите для этих двух случаев, в чем разница между целями, которые преследуются, и целями, которые могут быть достигну­ты. Приведите примеры целей того и другого типа.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин