Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 149


Система называется структурно устойчивой, если при до­статочно малых изменениях в ее структуре поведение систе­мы становится в некотором смысле аналогичным поведению исходной системы.

При изучении устойчивости динамической системы очень важным является понятие аттрактора — такого состояния системы, к которому она стремится, «притягивается». Это состояние может быть описано множеством, которое также называют аттрактором.

Понятие аттрактора является обобщением понятия рав­новесия.

Фундаментальное значение в изучении поведения систе­мы и ее устойчивости имеют точки бифуркации, то есть та­кие точки, в которых система становится неустойчивой и направление ее дальнейшего развития зависит от случайных факторов.

Задание 1

Приведите примеры устойчивых и неустойчивых систем, извест­ных вам из курсов физики, химии, биологии.

Задание 2

Определите, какие факторы (внутренние и внешние) могут вли­ять на устойчивость системы. Может ли управление быть одним из таких факторов?


Задание 3

Разработайте схему управления транспортным потоком после выпадения обильных снегопадов, приводящую транспортную систему к стабильному работоспособному состоянию.

Задание 4

Определите, являются ли следующие системы устойчивыми:

а) метроном;

б) экосистема в пруду для разведения рыбы;

в) стая обезьян;

г) система управления железнодорожным транспортом;

д) система образования.

(Cffi    вопрос-проблема

1. Как следует из доклада ООН о развитии человечества

за 1998 год, три самых богатых человека в мире имеют сово­

купное личное состояние, превышающее валовой продукт

48 наименее развитых стран, 225 самых богатых людей пла­

неты имеют совокупное состояние более чем 1 трл долларов,

а 3/5 из 4,4 млрд жителей развивающихся стран лишены

канализации, 1/3 — чистой воды, 1/5 — медицинского об­

служивания. Американцы тратят на косметику 8 млрд дол­

ларов в год. По оценкам ООН, 6 млрд. долларов хвалило бы

для того, чтобы дать всем детям мира начальное образова­



Начало  Назад  Вперед