Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 157


Анализ — это процесс определения (исследования) свойств, присущих системе.

Типичная задача анализа состоит в следующем. Пусть известны функции и характеристики элементов, входящих в состав системы, и определена ее структура. Необходимо определить функции или характеристики всей системы в целом.

Задача анализа включает три этапа.

На первом этапе нужно выявить причинно-следственные связи, присущие анализируемому объекту, и построить мо­дель, в которой будет отражена сущность происходящих в нем процессов (такая модель называется концептуальной).

На втором этапе на основе полученной информации стро­ится модель, в которой описываются количественные соот­ношения между характеристиками и параметрами объекта. Чаще всего это математическая модель, таблица или граф.

Поскольку построение модели производится формальны­ми методами, то необходимо проверить, достоверна ли мо­дель и можно ли доверять результатам, полученным при ее исследовании. Проверка осуществляется на третьем этапе анализа.

Пример. Мы привыкли к тому, что только в естественных науках и математике существуют твердо установленные законы. Однако это далеко не так. Проводя, например, многочис­ленные эксперименты с самыми обычными текстами из книг, газет, научных журналов, можно обнаружить уди­вительные закономерности.


В литературоведении широко используется лингвистиче­ский анализ литературных произведений. Основная идея (концептуальная модель) заключается в том, что у каждого автора свой неповторимый стиль, который мож­но проследить, в частности, по тому, какие части речи чаще использует автор, много ли он употребляет эпите­тов, какие предлоги предпочитает, какова структура бо­льшинства фраз и т. п. При исследовании конкретного литературного произведения все эти характеристики и соотношения между ними подсчитываются (в настоящее время с помощью специальных компьютерных про­грамм) и строится модель произведения (математиче­ская модель). Изучение этой модели позволяет ответить на вопросы, принадлежит ли данное произведение перу данного автора, в какой период творческой жизни оно было написано и пр.




Начало  Назад  Вперед