Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс - стр. 97


Не все пути ведут к желаемой цели, многие из них заводят в тупик, из кото­рого надо уметь возвращаться к тому месту, где потеряно правильное направление. Решение всякой творческой за­дачи сводится к целенаправленному поиску в лабиринте альтернативных путей с оценкой успеха после каждого шага;

•     ассоциативная модель. Решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных задачах, чем-то похожих на ту, которую надо решить. Ассоциатив­ные связи могут возникать не только по похожести, но и по контрасту, по смежности (совпадению ситуаций или времени) и пр. Широко используется в системах распо­знавания;

•     модельная гипотеза. Согласно ей, мозг человека содер­жит модель проблемной ситуации, в которой ему надо принять решение. Для решения используется вся сово­купность знаний человека о данной проблемной области. Основные процедуры здесь — представление знаний, рас­суждения.


В психологии проблема интеллекта далека от своего ре­шения. Почему один соображает медленно, но верно, тогда как другой — быстро, но бестолково? Почему умные, каза­лось бы, люди подчас ведут себя на редкость глупо? Почему то, что сейчас большинству кажется логичным, оказывается абсурдным потом? Почему все годами наблюдают одно и то же явление, но только один, наконец, изумляется и делает великое открытие? Почему ребенок иногда демонстрирует явное отставание в интеллектуальном развитии, а спустя годы попадает в категорию интеллектуально одаренных? Вряд ли в обозримом будущем ученые смогут однозначно от­ветить на эти и подобные вопросы.

Интересны наблюдения, сделанные М. А. Холодной, из­вестным российским психологом, отражающие факт проти­воречивого отношения к интеллектуально одаренным лю­дям как на государственно-идеологическом, так и на обыденно-житейском уровне. Государство как обществен­ный институт, призванный заниматься организацией жиз­ни своих граждан нередко настороженно относится к лю­дям, интеллектуально одаренным, отдавая свои симпатии другим типам одаренности (спорсменам, певцам, поэтам, модельерам и т.


Начало  Назад  Вперед