Информатика. Систематический курс


Информатика. Систематический курс


Современное общество идет к глобальной информацион­ной цивилизации, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятель­ность — главным фактором общественного развития.

В этих условиях общеобразовательный курс информати­ки выполняет следующие основные задачи.

В плане социализации — курс должен помочь обучаемым сохранить свою личность в окружающей их информацион­ной техносфере, помочь предотвратить скатывание к «тех­ногенному» человеку, выполняющему действия по заданной инструкции. Это предполагает:

•        получение знаний, позволяющих преодолеть психологи­ческий дискомфорт, возникающий в связи с необходимо­стью перерабатывать, осмыслять и оценивать огромные объемы информации;

•        понимание диалектики взаимоотношения действительно­го и виртуального миров, умение сохранить целостность своего «Я».

Вместе с тем курс информатики должен обеспечить овла­дение современными информационными технологиями, ко­торые являются необходимым инструментом профессиона­льной деятельности, а также необходимой ступенью для продолжения образования.

Эти задачи могут быть в значительной мере решены, если сформировать представления о ряде фундаментальных идей, которые «управляют» современным миром. Таких идей в сути только три: «формализация и моделирование», «авто­матизация », « управление ».

Кратко прокомментируем эти идеи.

Идея формализации, построения и изучения моделей — основа современного научного метода. Любая наука имеет дело с моделями. Казалось бы, при чем здесь информатика? Однако еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию ее внутренней формы. Одной из основных задач информатики как раз и является всестороннее изучение этих форм, то есть информационных моделей.


Вторая и третья идеи непосредственно примыкают к первой.

Цель науки, как это хорошо известно, заключается не в созерцании, а в создании механизмов управления природой и обществом.


Начало    Вперед